SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) – это всестороннее развитие и продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем (SERPs) по выбранным запросам с целью увеличения посещаемости и дальнейшего получения дохода.

Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше пользователей переходит на него. Поэтому важное значение для результатов продвижения имеют работы по:

  • повышению соответствия страниц поисковым запросам (релевантности),
  • корректировке структуры и контента,
  • улучшению коммерческих факторов,
  • повышению валидности кода страниц,
  • наращиванию внешних факторов значимости ресурса.

Правила оптимизации задаются поисковыми системами. Каждая из них использует и регулярно обновляет собственные алгоритмы ранжирования, которые складываются из множества факторов. И, хотя формулы находятся в секрете, специалисты знают, какие факторы имеют наибольший вес. Воздействуя на них, можно улучшить позиции по ключевым запросам в результатах поиска.

Крайне важное значение для результатов продвижения имеет поведение пользователей, удобство интерфейса и скорость загрузки сайта. С развитием и усложнением алгоритмов значение вышеперечисленных факторов неуклонно растет, что в итоге делает поисковую выдачу более качественной. Поисковые системы стремятся выдавать наиболее полезный материал на запрос пользователя. Следовательно, владельцам ресурса необходимо публиковать максимально интересный для его аудитории контент.

И если это работает сегодня, не факт, что будет работать завтра. Сервисы постоянно меняются, перестраиваются. Вместе с ними меняются и подходы.

Эра развития SEO

Зарождение

SEO зародилось одновременно с появлением и развитием поисковых систем – в середине 1990-х годов. В это время поисковые машины выбирали ресурсы по очень простому принципу: они учитывали те слова, которые были в тексте страниц. SEO до 1998 – это спам ключами. На первые результаты поиска попадали интернет-ресурсы с примерно такими текстами: «Кроссовки продажа Москва». Результаты поиска были кошмарными. В топах по большей части был спам.

Ссылочный период

В 1998 году Google совершил первую революцию SEO, положив начало ссылочному периоду. Поисковый сервис внедрил алгоритм ссылочного ранжирования PageRank, который вычисляет вес страницы путём подсчёта важности ссылок на неё. Чем больше ссылок на страницу, тем она важнее. А в 1999 году Яндекс анонсировал применение собственного индекса цитирования для упорядочивания Яндекс.Каталога. ТИЦ определяет авторитетность интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок с других интернет-ресурсов.

В этих условиях SEO начинает довольно быстро развиваться. Появляются первые агентства, предоставляющие услуги по оптимизации сайтов, зарождается ссылочный бизнес: появляются продавцы ссылок, сервисы автоматического продвижения, скрипты для обмена ссылками.

Рассветом ссылочного SEO является период 2005-2009 годов. Это было время больших ссылочных бюджетов, стопроцентных гарантий. SEO становится высокодоходным бизнесом.

Эра Матрикснет

В 2009 году совершилась вторая революция – внедрение алгоритмов машинного обучения в поисковые системы. Один из лучших алгоритмов машинного обучения изобрели в Яндексе — Матрикснет. С его помощью строится формула ранжирования одноименного поисковика. Фактически формулу пишет машина. Поэтому с 2009 года SEO требует знаний и трудолюбия.

Бессылочный период

2012 год – начало бессылочного периода. Поисковые системы ведут борьбу с ссылками. В апреле 2012 Google запускает алгоритм «Пингвин». Он блокирует интернет-ресурсы за некачественные ссылки, созданные веб-мастерами с целью повлиять на позиции. Вслед за ним в марте 2014 года Яндекс перестаёт учитывать ссылочный фактор в ранжировании по коммерческим запросам. А в мае 2015 Яндекс вводит алгоритм Минусинск, периодически выявляющий лидеров закупки ссылок и ограничивает их в ранжировании. Продвижение только путём закупки ссылок стало бесполезным.

В это время компании начинают попытки изучения алгоритмов ранжирования, чтобы понять, на каких факторах сосредоточить усилия. Разрабатываются различные модели продвижения, тестируются новые стратегии и методы.

Современное SEO

К 2016 году специалисты окончательно убедились, что продвижение сайта возможно только через его развитие. Единственно верное решение – это системное улучшение сервиса, контента и дизайна, то есть, инвестиции в удобство и оригинальность.

С этих пор имеет значение техническая и поисковая оптимизация, дизайн и юзабилити, качество контента, коммерческие и поведенческие факторы, социальные сигналы, качество ссылочного профиля – всего 800 факторов, вес которых регулярно изменяется. Качественные ссылки продолжают работать. Вместо их покупки используется реклама, PR и контент-маркетинг.

Вывод: сегодня необходимо продвигать веб-ресурс комплексно, учитывая все факторы. Методы, которые работали вчера, могут уже не работать сегодня. Необходимо следить seo новостями и развивать свой ресурс.

Что из себя представляет поисковая выдача сегодня?

Разберёмся, что из себя представляет поисковая выдача на примере Яндекса. Мы ввели общий запрос «смартфон Samsung galaxy J5» и получили 117 млн результатов. Что мы видим в результатах выдачи:

  • Блок контекстной рекламы Яндекс.Директ. Объявления подбираются в соответствии с запросами пользователя и очень похожи на естественные результаты поиска. Однако это платные объявления.
  • Добавленный блок предложений товара с Яндекс.Маркета.
  • Органическая выдача – результаты поискового запроса пользователя и главный источник трафика.
  • Дополнительные возможности, связанные с оптимизацией сниппетов в поиске. На примере показана микроразметка отзывов о товаре, а также программа Яндекса по улучшению внешнего вида сниппетов — «Товары и цены».
  • Добавленный блок с результатами поиска по картинкам, позволяет привлекать дополнительный трафик. Все изображения на продвигаемом интернет-ресурсе также должны пройти оптимизацию.
  • Регион, по которому осуществляется поиск. Региональные факторы имеют важное значение в продвижении геозависимых запросов.

Ранжирование страниц в поиске

Ранжирование — это сортировка сайтов в поисковой выдаче, применяемая в поисковых системах. Существует множество факторов ранжирования и несколько вариантов их классификации.

В зависимости от направленности выделяют:

  • технические: относящиеся к базовому функционированию сайта и работе с кодом (скорость загрузки, настройка robots.txt и sitemap.xml, корректность отображения на разных устройствах, работа кнопок и форм, дубли страниц);
  • текстовые: касающиеся контента и его качества;
  • поведенческие: затрагивающие измерение пользовательских действий на сайте (продолжительность визита, глубина просмотра, отказы);
  • коммерческие: влияющие на покупательское доверие (ассортимент, условия оплаты и доставки, наличие подробных описаний и фото товаров);
  • ссылочные: отражающие качество и количество внутренних и внешних ссылок.

По другой классификации факторы ранжирования. делятся на:

  • Внутренние: связанные непосредственно с сайтом и находящиеся под полным контролем его владельца — от хостинга и домена до цветовой гаммы и выбора шрифта.
  • Внешние: связанные со сторонними площадками, окружением сайта и его представительствами — внешние ссылки и их анкоры, карточки в справочниках и картах.

Инструменты SEO специалиста

  • KeyCollector – платная программа для создания семантического ядра. Полных бесплатных аналогов нет. Для группировки запросов можно пользоваться сервисом kg.ppc-panel.ru. Для сбора семантики по домену — beta.bukvarix.com.
  • Screaming Frog SEO Spider – платная десктопная программа для сканирования. Бесплатным аналогом, но с ограниченным функционалом является Xenu.
  • Advego Plagiatus, Etxt Антиплагиат – бесплатные сервисы проверки уникальности текста.
  • Semrush.com – платный сервис для исследования конкурентов. Условно бесплатным аналогом является ru.majestic.com.
  • Serpstat.com – платный многофункциональный сервис, позволяющий проводить мониторинг позиций, анализ обратных ссылок, ключевых фраз, аудит сайта, анализ конкурентов. Для работы с Яндексом аналогов нет.
  • Ahrefs.com – платный сервис анализа внешних ссылок.
  • Checktrust.ru – сервис проверки траста сайта и оценки качества ссылочной массы. Можно использовать для оценки ссылочной массы конкурентов.
  • Linkpad.ru – сервис анализа ссылок конкурентов.
  • Xtool.ru – сервис проверки траста сайтов и страниц в Яндексе, анализ многочисленных seo-параметров.
  • Whoishostingthis.com – сервис проверки хостинга.
  • Builtwith.com – сервис показывает основные технические характеристики интернет-ресурса.

ВВЕРХ