КОНТАКТЫ ДЛЯ СВЯЗИ
На первый взгляд, дизайн для стартапа — такой же дизайн, как для любого сайта или приложения. Но проработав более 7 лет, мы убедились, что это не так.
В итоге дизайнер оказывается в непростой ситуации:
Для нас смысл дизайн-концепта всегда был в том, чтобы сэкономить время клиента и дать ему представление о работе с нами. Раньше мы закладывали на это всего 16 часов.
За это время дизайнеру нужно было успеть изучить отрасль заказчика, подобрать референсы, выбрать ключевой сценарий и воплотить в графике 2-3 экрана. Проработка логики всего приложения откладывалась на потом.
Мы искренне верили, что от такого подхода обе стороны только выиграют. Для нас это возможность проявить себя и получить больше заказов. Для стартапа — относительно недорого протестировать наши навыки. А значит, мы минимизируем риски клиента, экономим его время и бюджет. Но скоро мы поняли, что у этого подхода есть недостатки:
В итоге мы решили поменять процесс и увеличить время работы над концептом, чтобы убрать недостатки. К тому же мы собрали портфолио и заработали репутацию на рынке, так что клиенты охотнее соглашались на дизайн-концепты за большее количество часов.
Ключевое отличие нового подхода в том, что мы сначала прорабатываем всю функциональность приложения, а уже потом создаем дизайн-концепт.
Теперь от старта работ до презентации проходит не 16, а 40 часов. За это время дизайнер погружается в задачи клиента, прорабатывает логику приложения и готовит понятную презентацию.
Если сравнивать старый и новый подход, то вот, что изменилось:
Остановимся на каждом этапе дизайн-концепта. Для наглядности посмотрим, как мы создавали концепт криптокошелька.
На старте проекта менеджер передает дизайнерам информацию о проекте — цели и задачи приложения, user stories, данные о пользователях и референсы.
Мы просим у заказчика положительные и отрицательные референсы, чтобы понимать, на что ориентироваться и от чего отказаться. Референсами могут быть концепты с Dribbble или реальные приложения.
В этом проекте мы получили негативные и позитивные референсы по визуалу. Функциональным референсом стало приложение Metamask.
Мы также скачали и изучили другие популярные крипто-приложения — Binance, Coinbase и Tonkeeper. Это помогло избежать ошибок конкурентов, учесть лучшие практики и популярные паттерны.
Когда дизайнеры собрали референсы и поняли ожидания клиента, можно переходить к проектированию функциональности приложения. Для этого подходит карта функциональности или майндмэп. На майндмэпе мы схематично показываем функции продукта, и как пользователь будет с ними взаимодействовать.
Мы делаем майндмэпы в Miro. Там есть готовые шаблоны, и не нужно с нуля рисовать элементы вроде стрелок и прямоугольников.
Мы визуально обозначаем структурные элементы, связи, наполнение страниц и действия. Например, на майндмэпе кошелька мы добавили следующие обозначения:
Менеджер показывает готовый майндмэп заказчику, чтобы согласовать функциональность продукта. В нашем криптокошельке планировался еще собственный маркетплейс и раздел с играми, но на этапе проектирования решили исключить эти функции из MVP.
Далее дизайнеры начинают работу над вайрфреймами — черно-белыми «скелетами» экранов приложения. Задача этого этапа — определиться с расположением основных элементов на экранах.
Мы берем функции приложения, действия пользователя и необходимый контент — и даем им визуальное воплощение.
Работая над вайрфреймами, мы обращаемся к референсам. На главном экране кошелька мы отобразили функции, которые встречаются в других кошельках чаще всего: баланс, список токенов, быстрый доступ к их отправке и получению.
Даже позитивные референсы оцениваем критически. Например, наш функциональный референс Metamask оказался совсем не идеален:
Всего наши дизайнеры подготовили порядка 40 вайрфреймов.
Для разработки концепта мы выбрали экраны, которые насыщены контентом и раскрывают визуальный стиль:
Для подготовки презентаций мы используем Readymag — конструктор сайтов и лендингов. В нем есть все нужные нам инструменты для дизайна и совместной работы, а результат можно отправить заказчику ссылкой.
Презентация — «вишенка на торте» всего процесса. Ее цель — объяснить заказчику идеи, которые легли в основу дизайн-концепта. Например, почему выбрали этот вариант меню или почему кнопка круглая. Тексты для презентации пишет дизайнер, но менеджер может помочь, особенно если презентация на английском. Потом презентацию используют для демонстрации инвесторам или в ходе фокус-групп с потенциальными пользователями.
Помимо экранов приложения в презентацию концепта можно добавить:
Такая презентация нагляднее и понятнее, чем несколько экранов в Figma
Презентация концепта прошла успешно, и мы с первого раза утвердили дизайн. На его основе отрисовали остальные экраны и собрали UI-kit — набор ключевых элементов: кнопок, иконок и форм.
В сумме на дизайн всего приложения ушло 76 часов. Мы закончили остальные 100 экранов за 36 часов. Все потому, что не тратили лишнее время на согласования и правки.
Иногда помимо дизайн-концепта мы готовим видеоролики с анимацией интерфейса: так проще объяснить работу некоторых важных функций приложения. К тому же динамика в презентации всегда выглядит эффектнее.
Экспресс-концепты по 16 часов позволяли быстрее показать заказчику результат. Кроме того, это неплохой инструмент продаж, когда нет большого портфолио. Но со временем недостатки подхода перевесили плюсы.
Новый процесс стал занимать больше времени: например, в случае с криптокошельком это половина всех часов, затраченных на дизайн. Зато если раньше концепты нередко уходили в «стол», то сейчас мы чаще делаем дизайн полностью. Потом идет этап разработки, который в среднем составляет 1200 часов для MVP. Клиенты чаще довольны результатом и остаются с нами надолго — это главный показатель того, что наш подход работает.
ВВЕРХ