КОНТАКТЫ ДЛЯ СВЯЗИ
От того, как человек видит и чувствует цвет, может зависеть многое: например, его впечатление о продукте, будет ли ему комфортно с ним взаимодействовать. Эта особенность лежит не на поверхности: если интерфейс в целом хорошо продуманный, удобный и приятный глазу, в большинстве случаев он и так будет справляться со своими задачами. И сравнивая два сайта с похожим контентом, пользователи выберут тот, где им комфортнее — благодаря проработанному UI.
Но если смотреть чуть глубже, то выяснится: есть случаи, когда один и тот же интерфейс два человека воспримут совершенно по-разному. Влиять на это могут как раз особенности цветового зрения.
Чтобы понимать всю проблематику, нужно иметь представление о том, что такое цвет и как он воспринимается человеческим глазом.
Цвет — это не свойство объекта, а особенности его восприятия. Например, в дневное время или при искусственном освещении все предметы имеют насыщенный цвет. Но когда уровень освещённости снижается, уменьшается и контрастность цвета — пока все предметы не станут серыми (например, глубокой ночью при полном отсутствии света).
Цвет воспринимается нами по-разному в силу ряда причин. Одна из них — особенности строения и работы человеческого глаза.
В сетчатке глаза есть специальные рецепторы: колбочки и палочки, их в среднем по 7 и 130 миллионов соответственно у каждого человека. Колбочки отвечают за цветовосприятие, а палочки — за сумеречное и периферическое зрение.
Палочки — это рецепторы сумеречного зрения. Они работают всегда, независимо от внешних условий, и обеспечивают общую видимость: благодаря им мы видим очертания и размеры объектов. Колбочки же активно работают только в условиях освещённости — а по мере затемнения интенсивность их работы снижается, поэтому предметы видятся серыми.
Помимо физических свойств глаза, на восприятие цвета влияет психоэмоциональное состояние человека и полученный ранее опыт. То есть важно не только то, что человек чувствует здесь и сейчас, но и эмоции, пережитые в прошлом.
Получается, что разница в восприятии одного и того же цвета может быть вызвана несколькими причинами:
Контекст, опыт и личностные особенности пользователя влияют на то, как он видит интерфейс, но это отдельная обширная тема. В этой статье я предлагаю подробнее разобраться именно с физиологическими особенностями и нарушениями цветового зрения — и тем, как можно учесть их в UI-дизайне.
Такие нарушения бывают врождёнными и приобретёнными. Вторые наблюдаются при разных заболеваниях сетчатки и зрительного нерва, особенно их атрофиях. Чувствительность при этом снижается ко всем трём основным цветам: красному, зелёному и синему.
Но также цветовое зрение может ослабляться и по отдельным цветам — когда нарушается работа колбочек. Тогда возникают такие расстройства:
Восприятие цвета — штука индивидуальная. Мы видим цвет в интерфейсе по-разному в силу физиологических, психоэмоциональных особенностей, в зависимости от освещения и качества монитора. Поэтому дизайнеры собирают базу знаний и пользуются специальными инструментами, чтобы делать интерфейсы доступнее для значительной части пользователей.
ВВЕРХ